Путята
крестил мечом, а Добрыня огнем.
Советский археолог и
историк Валентин Лаврентьевич Янин обнаружил в ходе раскопок у перекрёстков
улиц Холопской и Козмодемьянской с Великой улицей Неревского конца следы страшного
пожара, бушевавшего в Новгороде в 989-990 годах.
Вот, что пишет историк
В.В. Пузанов со ссылкой на сборник «Древняя Русь. Город, замок, село» (М.,
1985, с. 50): «Из 83 стационарно исследованных археологами городищ IX- начала
XI в.
24 (28,9%) «прекратили
своё существование к началу XI в.»
Разумеется, исследователь
изо всех сил старается не видеть, что, собственно, он утверждает, рассуждая о
«становлении единого государства Руси», «усмирении» каких-то невнятных
«племён».
Но факты, как говорится,
упрямая вещь — ни один источник совершенно ничего не говорит об «усмирении»
кого бы то ни было в последние десятилетия власти будущего «святого»
Владимира.
К концу X - началу XI
столетия источники относят не карательные экспедиции против «племён», а крещение
Руси. Такова была цена «просвещения благой вестью» восточнославянских земель —
28,9% русских поселений. Почти треть.
Разумеется, не все они
были поголовно вырезаны крестителями. Кто-то просто, бросая всё, уходил в леса.
Рождалась «славная» традиция, расширявшая Русь ещё семь веков.
Традиция, когда страну
расширяли отнюдь не государевы люди, а люди, от этого самого государства
бежавшие — будь то уходившие к Белому морю от московского гнёта новгородцы или
уходящие от крепостного ярма или новин царя-антихриста беглые крепостные и
старообрядцы.
Но, учитывая, что и в
переживших крещение городах шла резня (вспомним рассказ Иоакимовской летописи,
подкреплённый, как мы видели, беспристрастной памятью земли), можно смело
считать, что количество жертв крещения было именно таково.
Пожалуйста, запомните
это, читатель. Запомните хотя бы число, если уж не дано нам с вами знать имена.
Запомните это, как помните пресловутые двадцать миллионов Великой
Отечественной.
Треть жителей
Руси...
Люди, которые могли бы
повторить вслед за тысяцким Угоняем: «Лучше нам помереть, чем отдать Богов
своих на поругание».
Воины, до последнего
вздоха дравшиеся, резавшиеся, грызшиеся на стенах и улицах родных крепостей с
цепными псами хазарского ублюдка-рабёныша (прим. авт. речь о князе
Владимире-крестителе)... старухи, в темноте запертых изнутри изб, под тихий
плач внучек и успокаивающий шёпот-дочерей и снох, сухонькими руками выбивавшие
из огнива искры над зорохами щедро рассыпанной по полу сухой соломы... старики,
до последнего старавшиеся перекрыть звуками древнего песнопения торжествующий
рёв победителей и треск рушащихся ворот святилища...
Это именно их требовали
казнить кроткие служители милосердного палестинского бога.
Просто помните, читатель.
Просто — помните это. Помните их.
Исследователь первых
веков христианства на Русской земле О. Рапов считал, что именно ко временам
крещения относятся данные так называемого «письма византийского топарха» о
могучем «царствующем на север от Дуная» и «гордящемся силой в боях» правителе,
воины которого разрушили «10 городов и 500 деревень».
Процесс христианизации
народов Руси был длительным процессом, продолжавшимся в течение 9-и последующих
веков. На части территорий христианство насаждалось силой; при этом
уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались
репрессиям. Согласно некоторым летописным свидетельствам, Новгород оказал
активное сопротивление насаждению христианства: он был крещён в 990 году
епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери
князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты. В Ростове и Муроме сопротивление
насаждению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалась
до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий —
св. Леонтий — погиб от рук язычников в 1073. Ростовчане были крещены только
лишь епископом Исаией (15 мая 1090), вошедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м,
видимо, относятся и события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского, в
частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут
Богоявленский монастырь.
В связи с выше сказанным
можно предположить, что погибло людей при крещении очень много.
|