
Нет, я не склонен паниковать по этому поводу. Платное ученье в вузах?
Оно не загубит российскую систему образования. Нельзя убить убитого. Образование
в России уже загублено. «Менеджеры», будто бы способные управлять всем и
вся, торгуют на вещевых рынках, нанятые предприимчивыми дельцами,
образования не имеющими. Кандидаты социологических наук, диссертации
которым сочинили за неделю-другую ушлые господа фрилансеры,
сотрудничающие с «рефератными компаниями», преподают на копеечной
должности в какой-нибудь «академии», где читают скучающим первокурсникам
лекции по «принятию управленческих решений» и прочим новейшим
квазинаукам.
Юристы и экономисты, количество которых превысило в стране все разумные
пределы, трудятся на шиномонтажках или пытаются пристроиться хотя бы
бухгалтером на 7000 рублей зарплаты, для карьерного старта, а дальше —
«куда кривая американской мечты выведет». А выведет она на зарплату в
7500.
Сытый голодного не разумеет. Московский чиновник из министерства,
ратующий за последовательный процесс сокращения бюджетных мест в вузах и
далее за полную отмену бесплатного образования, живёт отдельной жизнью
от народа и вряд ли понимает, как люди в русской глубинке ухитряются
выживать на невыносимо крошечные зарплаты. Платная школа? Платная
медицина? Платные университеты? Платное (через высокие госпошлины)
обращение в суды? И это при повсеместной коррупции, ставшей притчей во
языцех, и при низком качестве работы и судебной системы, и медицинской
отрасли, и образовательной системы…
Но ведь задача чиновника — распределять и перераспределять налоговые
доходы. Тот, кто считает, что образовательная или иная система прокормит
сама себя, одновременно повысив качество своей деятельности, да ещё
накормит ненасытный бюджет, мягко говоря, витает в облаках — а заодно
занимается самоотрицанием. Какой смысл в существовании государства, если
оно последовательно исключает себя из всех сфер поочерёдно? Смысл,
конечно, есть: кормиться из бюджета и радостно предаваться коррупции. Но
мы такого смысла не потерпим.
Всякий, что учился хотя бы в школе, хотя бы до восьмого класса (не
говорю уж о высокообразованных и тем паче тех, кто заглядывал в толстые
книги Герберта Спенсера), понимает, что система, в т. ч. и
образовательная, первым делом будет приспосабливаться к существующим
условиям. Мы будем иметь дело не с новой качественной платной системой
образования, а с простым и понятным процессом переживания наиболее
приспособленного. Если государство будет стремиться наполнить бюджет,
как за счёт сокращения бесплатных мест в вузах, так и за счёт налоговых
поступлений от постоянно повышаемой платы за обучение, то вузы будут
стараться получить со студентов — которых и так в стране стало меньше
из-за реформенной демографической ямы — побольше денег. Формула тут
известная: платишь за себя и за того парня. Что касается собственно
образования, то о нём речь, увы, не идёт. Речь всегда идёт только о
деньгах. Посудите сами: выпускник нынче никому не нужен; нужен человек с
опытом. От образования может цениться лишь формальный диплом, а вот
знания приобретаются, как оказывается, не на студенческой скамье, а из
опыта работы. Но как получить эту работу, коли нет опыта, а есть только
диплом? Порочный круг, который можно разорвать разве что зарплатой в 7
тысяч или при помощи папкиных связей. Но папкины связи — совсем другая
история.
Новый глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов, уже прозванный в прессе Фурсенко 2.0, говорит:

«Как только мы уйдём от всеобщего бесплатного высшего
образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия
ценные кадры. Если хорошее образование будет стоить дорого, и человек
вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель
в обмен на обязательства погасит его».
Во-первых, кредит с процентами в России — это кабальная долговая яма, и к
тому же мало какой работодатель захочет его «гасить». У нас конкуренция
на рынке труда, и вместо кандидата с кредитным «отягощением» на
вакантную должность будет подобран кандидат, долгами не обременённый.
Новый министр, надо заметить, настроен чрезвычайно оптимистично…
Во-вторых, по международным рейтингам российское образование давно
скатилось к уровню «третьих стран», — так с чего бы плохое образование
называть «хорошим»? Другое дело, что плохое образование станет стоить
дорого. Типичный постмодернистский фокус: форма как бы начинает править
содержанием. «Появятся механизмы»? Да откуда? С неба свалятся? В
действительности принято платить за качество, а не верить свято в то,
что цена услуги сделает качество «хорошим». Но чтобы добиться качества
образования, надо думать о качестве, а не о сокращении и отмене
бесплатного. Качество же до сих пор шло вниз (не шло, катилось), а вот
цена образования шла (не шла, летела) вверх. И так, год за годом, эти
два показателя, которым бы под ручку шагать, оторвались друг от дружки
на астрономическое расстояние.
Дипломы нынешних плохоньких российских «академий» и «университетов»
(именно в кавычках) на пресловутом Западе, откуда уже двадцать с лишним
лет поверхностно калькируются все рецепты «спасения» страны, признаются
лишь через утомительную и сложно-бюрократическую процедуру
нострификации. Как ни крути, а Россия поглупела в сравнении с СССР.
Поступающие в МГУ на факультет журналистики «стобалльники» не могут не
то что сочинение написать, но даже диктант им не под силу. Слово
«генерал» вчерашние школьники пишут через «и», а слово «врачи» — через
«о».
Подорожание вузовских дипломов и отступление от государственного
принципа бесплатности не выправит плачевного положения в образовании, а
лишь уменьшит число дипломированных «специалистов», которые, если только
их папеньки-маменьки не сидят в банках или многочисленных
административных конторах, с трудом смогут устроиться даже продавцами —
ибо в качестве продавцов хозяева фирм предпочитают видеть тех, кто
окончил торговое училище и не впервые видит сканер штрих-кодов, кассовый
аппарат и прочие загадочные штуковины.
Что касается «технарей», с которыми в СССР был полный порядок, то
упомянутый выше господин Ливанов считает, что «инженеров надо не так уж и
много». Думаю, он прав. Через 10 лет их не надо будет вовсе.
В Кении вон нефть добывать будут британцы. А Россия чем хуже?
Олег Чувакин
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/news/obrazovanie/neznanie-sila.html |