Практически каждый житель планеты в
течение дня смотрит телевизор не меньше 20 минут, говорят исследователи.
Это минимальное количество времени, которого хватает только на просмотр
новостей и погоды. На самом же деле люди просиживают у голубых экранов
по нескольку часов в день. Обычно они смотрят сериалы, юмористические и
развлекательные передачи, популярные фильмы, а в перерывах, разумеется,
множество рекламных роликов.
Причем здесь эволюция? Дело в том, что
время, проведенное у "волшебного ящика" — фактически потерянное. По
статистике, на каждого жителя Земли приходится по 30-45 дней в год
бессмысленного смотрения в экран. За это время можно было бы достичь
колоссальных прорывов в науке, медицине и технике, сетуют ученые. На
деле это время не тратится ни на общественно полезные дела, ни на
деятельность, которая была бы развивающей для конкретного индивида —
физическую или умственную активность, построение карьеры, общение с
близкими…
"Но ведь просмотр телевизора — это
отдых! — возмутитесь вы. — К тому же, по ТВ идет много интересных и
познавательных передач". И будете не совсем правы. В 1970 году ученые
стали проводить эксперименты по изучению работы мозга во время просмотра
телевизора. С помощью электроэнцефалографа они отследили активность
волн головного мозга. Исследователи зафиксировали перемены электрической
сопротивляемости кожи, изменение частоты сердцебиения во время, до и
после просмотра телепередач, а также собственные отзывы людей об их
самочувствии. Опыты ставили не только в стенах лабораторий, но и в
"естественной среде обитания". Любители телевизора для сравнения также
записывали свое состояние и во время других повседневных дел — еды,
разговоров, после пробуждения.
Выяснилось, что, как только телеманы
нажимают кнопку "включить" на пульте, бета-волны их мозга, характерные
для состояния активности и бодрствования, уступают место медленным
альфа-волнам. Обычно альфа-волны преобладают при засыпании или в
состоянии спокойного бодрствования, когда мы на какое-то время закрываем
глаза, расслабляемся.
При этом внимание расфокусируется,
зрение и слух словно отключаются, притупляется критическое восприятие
происходящего (вот на чем ловят нас рекламщики!), снижаются
познавательные способности. Получается, что польза от познавательных
телепередач (которые, признаемся, смотрят немногие), весьма невелика —
какое усвоение информации, когда мы практически засыпаем?
Что касается самочувствия людей, то из
ответов телезрителей выяснились еще более интересные вещи. Те, кто
смотрел телевизор, чувствовал себя расслабленно и пассивно — это вполне
согласуется с данными, полученными при энцефалограмме. Энцефалограмма
также демонстрировала ослабление ментальной стимуляции во время
просмотра телепередач (чего никогда не наблюдалось при чтении!). Но
самое удивительное: когда телевизор выключали, чувство релаксации
пропадало, а ощущение пассивности оставалось. Исследуемые зрители
подтверждали, что голубой экран каким-то образом поглощает их энергию,
оставляя их опустошенными — опять-таки, в отличие от обычного чтения). А
настроение после просмотра остается прежним или незначительно
ухудшается.
Чем же притягательно телевидение?
Мелькание картинок воздействует на нас на животном уровне. Наш мозг
устроен так, внезапный или же неизвестный ранее раздражитель, слуховой
или визуальный, непроизвольно приковывает внимание. Поскольку
телепрограммы и рекламные ролики в основном являются чередой мелькающих
изображений и резко сменяющихся звуков, телевизор является поглотителем
нашего внимания — и, к сожалению, практически ничего не давать взамен.
Вопрос, который занимает все больше
людей: можно ли то же самое сказать об интернете? С одной стороны, то же
мелькание картинок, обилие информации — даже большее, по сравнению с
телевизором. С другой стороны — интерактивность всемирной паутины,
которая отличает ее от ТВ: пользователь может общаться с другими людьми,
сам выбирать текстовый, видео- или аудио-материал.
Ученые склоняются к выводу, что, если
телевизор скорее предназначен для развлечения — то компьютер можно
назвать многофункциональным инструментом. Однако в числе этих функций
есть и телевизор. Поэтому все вышесказанное можно отнести и к
компьютеру.
Исследователи Лэнг и Шиам Сундар (Lang
& Shyam Sundar) из университета штата Пенсильвания изучали проблему
влияния интернета на человека. Участники их эксперимента признались, что
чем больше различных ссылок они видят на сайте, тем большее чувства
контроля за потоком информации и ощущение широты выбора они испытывают.
Но к сожалению, это ощущение во многом ложное: на определенном этапе
информации становится так много, что от этого можно устать. За
определенным порогом наш мозг уже не способен сделать выбор и критически
оценить прочитанное или увиденное. Выходит, что мы не получаем особой
пользы от обилия информации, которая доступна нам во всемирной сети.
Кстати, ранее австралийские ученые
установили, что люди, любящие сидеть перед телевизором или видеоиграми,
демонстрируют существенное снижение концентрации внимания. Мозг тратит
такое количество ресурсов на обработку поступающих визуальных или
аудиальных сигналов, что после "отключения" пользователя от телевизора
или интернета у него просто не остается сил.