Православный учебник биологии
Как сделать православный учебник? Очень
просто. Берётся псевдо-кандидат физ.-мат.наук, составляется абсурдный
научно-библейский текст с вставками "по Библии", добавляются
несуществующие положительные отзывы - и, вуаля, очередной повод для
оскорбления чувств неверующих готов! Троице-Сергиева
лавра переиздала учебник «Общая биология» для 10–11 классов, его автор
— Сергей Вертьянов, кандидат физико-математических наук. Учебник
предназначен для общеобразовательных школ и является, как указывают его
создатели, «первым учебником биологии, не стесненным
материалистическими рамками». Сергей
Юрьевич Вертьянов (это псевдоним, настоящая фамилия — Вальшин)
представляет себя как окончившего в 1987 году факультет молекулярной и
биологической физики МФТИ, кандидата физ.-мат. наук. Однако люди,
которые пытались найти его среди выпускников МФТИ за 1987 год, не
обнаружили там ни Вертьянова, ни Вальшина. Также им не удалось найти в
ВАКе данных по его кандидатской диссертации, которую он, по его словам,
защитил в 1990 году. Названия своей диссертации Вертьянов нигде не
упоминает. На его счету книга «Происхождение жизни» (2003 г.) и
одноименный фильм, снятый с его участием. Теперь вот учебник для 10–11
классов. Учебник пока не получил гриф
Министерства образования и науки о допущении к его использованию на
уроках биологии в школе. Но судя по тому, что начиная с 2005 года
выходит его третье издание, автору очень хочется, чтобы школьники
получали представление о живой природе именно с его подачи. На обложке
значится имя редактора — академика РАН Юрия Алтухова,
учебник открывается его предисловием. Юрия Петровича, к сожалению, уже
не спросишь (академик РАН, бывший директор Института общей генетики
умер в 2006 году), точно ли приведены приписываемые ему слова: «За
последние 10 лет мои представления о мире и человеке претерпели
коренные изменения и привели к твердому убеждению в том, что наш мир —
результат высшего творческого замысла. Сложность, комплексность,
саморегуляция в мире живого таковы, что неизбежно приходишь к заключению
о наличии Плана — и, следовательно, места для случайности не
остается». Перед автором учебника стояла практически
невыполнимая задача: ему надо было постараться поместить на страницах
учебника достаточный объем биологических знаний, чтобы не заслужить
упрека в несоответствии современным образовательным стандартам, но в то
же время скрестить эти знания с православной идеологией. Современным
креационистам неприлично казаться невеждами. Но в этих попытках автор
то и дело терпит крах. Сшивки научных знаний с православной идеологией
выполнены грубо и небрежно, все швы «белыми нитками» торчат наружу. Впечатление
от учебника сильно разнится в зависимости от того, на какой странице
его открыть. Начальные разделы, посвященные биологическим макромолекулам
— белкам, нуклеиновым кислотам, метаболизму, строению и функции
клетки, достаточно информативны для старшеклассников, и на первый
взгляд ошибок там нет. Современные креационисты не отвергают
молекулярную генетику, а пытаются встроить ее в свое мировоззрение. Так
что читатель узнает про генетический код, триплеты, стоп-кодон и рамку
считывания, промоторы и терминаторы, экзоны и интроны, получит понятие
о регуляции активности генов, об альтернативном сплайсинге и т.д. Все бы хорошо, если бы в тексте, как вставные зубы, вдруг не возникали следующие пассажи:
«Для современных ученых удивителен сам факт функционирования этой
сложной системы в организме. Возможность же ее самопроизвольного
появления многие исследователи абсолютно исключают. Познание
внутриклеточных процессов приводит к мысли о Создателе». То
есть сложность устройства вызывает не стремление понять, а удивление.
Сложно — значит, не обошлось без Творца. Однако у автора почему-то не
вызывает удивления, что, исходя из Книги Бытия, все многообразие жизни
Бог создал за два дня, а поскольку перечисленные
молекулярно-биологические основы жизни в полной мере относятся к
растительному миру, значит, уже на третий день (создание растений) все в
основном было придумано. Осталось кое-что доделать, чтобы населить
Землю рыбами и птицами (день пятый), а потом зверями (день шестой), и
чтобы успеть до выходных; в тот же день Бог создал человека, хотя мог бы
для такой великой миссии выделить и отдельный день. Шестоднев автор понимает исключительно буквально,
как шесть суток продолжительностью 24 часа каждые, в отличие от
некоторых креационистов, считающих, что библейские дни следует понимать
метафорически и, значит, можно их растянуть до миллионов и миллиардов
лет. Стиль, которым написан учебник, скачет от
наукообразия к примитивизму. Кое-какие вещи автор пытается излагать
научно. Например: «Три кодона не кодируют ни одной из аминокислот, их
называют бессмысленными (nonsense-кодонами), или стоп-кодонами: ими
матрица белка на мРНК заканчивается. Последовательность нуклеотидов
мРНК, начинающаяся с инициирующего кодона и заканчивающаяся одним из
стоп-кодонов, называется кодирующей рамкой гена, или открытой рамкой
считывания (ОРС)». Но очень легко он сползает с нейтрального стиля
изложения фактического материала на высокопарно-чувствительный,
присущий плохим детским книжкам, но уж никак не учебникам для
современных старшеклассников: «Наш повседневный опыт печально
свидетельствует о том, что все живое подвержено смерти. Существа
болеют, старятся и, наконец, умирают. У многих жизнь еще более
короткая: их съедают хищники». С трудом можно себе представить, что и то
и другое написано одним человеком. Кстати, автор везде употребляет
слово «существа» вместо нейтрального «живые организмы», и об эти
существа как-то все время спотыкаешься. Периодически Вертьянов
впадает в назидательный стиль, который абсолютно неуместен при донесении
информации до старшеклассников: «Неумеренное винопитие и другие
излишества, искажающие в человеке образ Божий, всегда считались
Православной церковью немалым грехом». Это после сообщения о влиянии
факторов среды, в том числе алкоголя, на развитие организма. Или такой
пассаж: «По мнению православных ученых, в
качествах многих животных Творцом заложен понятный для человека
назидательный смысл. Лев напоминает о высшей власти, голубь — о
нравственной чистоте, орел может служить образом духовного парения над
житейской суетой. Маленький муравей олицетворяет трудолюбие, огромный
динозавр — слепую силу, обезьяна — бездуховную человеческую личность». К
рассуждениям о смерти имеется примечание: «Священное Писание и
творения святых отцов пронизаны мыслью о том, что смерть и тление не
были сотворены изначально, а вошли в мир вследствие грехопадения
первого человека». Значит, до грехопадения Адама животные на Земле не
умирали, ну а после него все пошло в разнос: «Существа пожирают друг
друга, гибнут от болезней, чрезмерно низких или высоких температур, им
не хватает корма. Такая дисгармония в природе, если следовать Писанию,
была не всегда, а появилась в мире после грехопадения первых людей в
раю. Мир был сотворен «хорошо весьма» (Быт. 1,31). В Писании сказано,
что до грехопадения человека не было смерти и все существа питались
растительностью». Сразу возникает вопрос: а как
же всем хватало ресурсов до грехопадения — когда была полная идиллия и
животные не умирали, а хищники не охотились на жертв? Этим вопросом
автор не озадачен, зато он пытается доказать, что хищники когда-то не
были хищниками. «Косвенным доказательством такой
возможности могут служить признаки некоторых животных. Так, панда может
показаться грозным хищником. У нее острые зубы и когти. Трудно
поверить, что этот зверь питается в основном бамбуком (не в
основном, а исключительно бамбуком, причем недавно биологи выяснили,
почему: у панды нет рецепторов к вкусу мяса, ей просто «невкусно»).
Пищеварительная система льва настроена на свежее мясо, но в кризисных
ситуациях львы могут питаться и овощами […] Возможно, сок древних
растений содержал больше белков, и комары успешно размножались без
крови». Убедились? Нет? Тогда дальше: «В первозданном мире функция
средств нападения была, вероятно, иной. С тех пор как первый человек
внес разлад и смерть в первозданный мир, одни животные стали хватать и
поедать жертвы, а другие — прятаться и убегать. Можно предположить, что
инстинкты животных переменились вследствие изменений в
функционировании генов и соответствующих им изменений в обменных
процессах. Хищники стали охотиться, а остальные животные испытывать
страх перед ними. Возможно, в зубной и пищеварительной системах
хищников произошли существенные изменения». Интересно, что в
разделе про экологию Вертьянов придерживается другой концепции и
доказывает полезность и необходимость хищников: «Взаимодействие «хищник
– жертва» — один из главных факторов саморегуляции биоценозов»,
«Отсутствие хищников также может оказаться неблагоприятным для жертв,
бесконтрольное размножение которых сопровождается поеданием всех
кормов, и тогда голод катастрофически сокращает численность популяций
жертв интенсивнее любых хищников». Видимо, автор уже забыл, что писал
раньше. Одно из двух: или хищники появились в наказание всей природе за
грехи первого человека, или хищники необходимы для существования
биоценозов, и тогда непонятно, почему Творец не создал их с самого
начала. Камнем преткновения в дискуссиях с креационистами, естественно, служит вопрос о происхождении человека. Переходя к нему, автор
прежде всего обращает внимание на то, что «как повествует Библейская
Книга Бытия, первые люди жили по 800–900 лет», и «примерно за четыре
поколения продолжительность жизни постепенно сократилась втрое». Ну а
затем – и в десять раз. Объясняя причины, автор ссылается
на предположения Ю.П. Алтухова, что «столь длительная жизнь
обеспечивалась тем, что практически все гены у первых людей были
представлены доминантными аллелями (вспомним, что рецессивные аллели
являются мутантными формами нормально функционирующих доминантных
аллелей)... С увеличением гетерозиготности по генам, кодирующим
ферменты, организмы быстрее созревают и быстрее старятся. Долголетие
людей увеличивается с падением гетерозиготности». На самом деле все
ровно наоборот: многократно показано, что гетерозиготность положительно
влияет на жизнеспособность, а снижение генетического разнообразия в
популяциях животных или человека всегда идет во вред. Обидное для
человека сокращение продолжительности жизни по сравнению с Адамом и
Мафусаилом, впрочем, получает объяснение, которое, вероятно, должно
служить нам утешением. «Если мы, современные люди, много болеем и рано
умираем, но все же забываем о жизни вечной, то насколько мы жили бы
легкомысленнее, если бы обладали крепким здоровьем и тысячелетней
жизнью, а тем более бессмертием? Временная смерть нашего тела — преграда
греху, защита от вечной смерти души». Так что спасибо можно сказать и
согрешившему Адаму, и еще более грешившим его потомкам. Родство человека с животными решительно отвергается. Но
тут автор встает перед сложной задачей: как объяснить многочисленные
находки ископаемых предков человека? Это ведь не палеонтологические
переходные формы, о которых обывателю мало что известно, — про
австралопитеков, эректусов, неандертальцев знают даже дети, их уже не
спрячешь. И здесь автор применяет очень любопытный прием. Чтобы не
допустить мысли об эволюции человека, надо одни ископаемые находки
объявить обезьянами, другие — людьми, такими же, как мы с вами. Так, австралопитеки и более ранние рамапитеки объявлены просто обезьянами, без всяких признаков «перехода к человеку». Австралопитекам
автор отказывает в прямохождении, в использовании орудий. Homo habilis
— человек умелый, с его точки зрения, тоже ни к каким гоминидам не
относится. Значительное увеличение мозга можно проигнорировать.
Найденные орудия олдувайской культуры? А может быть, они и не им вовсе
принадлежали. А вот Homo erectus повезло, их признали людьми:
прямохождение, орудия ашельской культуры — все при них. «По всей
видимости, эректусы обладали членораздельной речью: соответствующие
признаки черепа у них несравненно более выражены, чем у хабилисов, и
близки к нашим» — это дезинформация, по признакам черепа антропологи не
могут сделать однозначного заключения о наличии или отсутствии речи у
древних людей, этот вопрос остается одним из самых спорных. Автор же
утверждает, что эректусы — это вымершие сапиенсы и практически ничем не
отличались от нас. Что же до внешнего вида, то «крупные зубы, тяжелые
надбровные дуги, значительный рельеф в области крепления мышц
формируются при питании грубой пищей и не имеют отношения к
происхождению от обезьяноподобного предка». Что касается
неандертальцев, то признаки строения их тела объясняются всего лишь
приспособленностью к суровым условиям внешней среды. И вообще, к
старости все мы станем неандертальцами: «Антропологи
указывают, что с достижением преклонного возраста у людей развиваются
«неандертальские» черты: тяжелые надбровные дуги, удлиненный свод
черепа и т.д. По мнению антрополога Е.Н. Хрисанфовой, неандертальский
комплекс ограничен лишь обменно-гормональными особенностями». И
опять: «Согласно данным современных исследований, неандертальцы не
уступали современному человеку по всем двигательным, интеллектуальным и
речевым способностям». Про речевые способности откровенная ложь,
антропологи до сих пор не могут однозначно решить, говорили ли
неандертальцы. А в том, что геном неандертальцев довольно сильно
отличается от генома современного человека, так это ДНК с течением
времени испортилась, говорит Вертьянов. «Совершенно
правомерно заключить, что обезьяны всегда были обезьянами, а люди —
людьми! Человек не произошел от животного. Исследования показывают, что
он появился на Земле сразу в своем человеческом виде», — с гордостью
заключает автор. Получается, что раз право первых людей
признано за эректусами, то Адам и Ева должны быть представлены в виде
пары питекантропов. Только почему-то их не в таком виде рисуют. Последний
раздел учебника посвящен экологии. В нем доказывается необходимость
сохранения животных и растений, как всех тварей Божьих на Земле. Эти
наставления выглядят лицемерно в контексте того, что «жизнь окружающих
человека существ поставлена Творцом в зависимость от жизни царя —
человека». Природа и так натерпелась от того, что человек навязывает ей
свое господство. На второй станице обложки учебника приведены
отзывы на него нескольких ученых-биологов. Естественно, все они хвалят
учебник за всяческие достоинства. «Эта фраза выдернута из моего
отрицательного заключения, которое я писал в 2005 году, когда этот
учебник подавался для получения грифа Минобразования о допущении в
качестве учебного пособия в школах. Поскольку в рецензии надо хоть
что-то похвалить, я написал несколько положительных слов, но наряду с
этим отметил, что: а) учебник содержит массу фактических ошибок и б)
совершенно неприемлема его православная идеология. Что они там в церкви
проповедуют — это их дело, но школьников надо учить научным знаниям.
Моя рецензия была отрицательной, так же как и рецензия В.А. Ткачука. Не
спросив разрешения у нас, Вертьянов выдернул какие-то фразы из наших рецензий и поместил на обложку учебника. Я считаю, что он ведет себя просто неприлично», — пояснил
корреспонденту «Газеты.Ru» Александр Рубцов, доктор биологических
наук, замдекана по науке биологического факультета МГУ. «Это было
в 2005 году, Вертьянов мне посылал свою книгу, я написала, что
категорически не согласна с разделом «Происхождение человека»,
остальные разделы я не смотрела. Моя рецензия была отрицательной. Тем
не менее Вертьянов поместил под моим именем положительный отзыв на
обложке книги. Кроме того, он назвал меня членом-корреспондентом РАН,
хотя я никогда не имела этого звания. Я много раз писала ему с требованием убрать мое имя из учебника,
но ответа не получила», — рассказала Эльза Хуснутдинова, профессор
Института биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН, академик
Академии наук Республики Башкортостан.
Источник: http://www.kramola.info/vesti/religija/pravoslavnyj-uchebnik-biologii |