НОВОЛЕТИЕ

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 20.04.2024, 16:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [545]
О наших делах [12]
О современной жизни [176]
Летописи [57]
Подтверждения знаний Н.В.Левашова [117]
Разное [253]
Выживание [32]
Здесь будут располагаться материалы касаемые вопросов выживания в экстремальных условиях
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гость

  • Обсуждение "Неоднородной вселенной" Н.В.Левашова (29)
  • Статьи Александра Слободчикова (1)
  • Для дома. для семьи (10)
  • Практики связанные с Землёй Матушкой. (5)
  • Сновидения (2)
  • Главная » Статьи » Статьи

    Психосоматика чувства вины и стыда
    Автор: Никитенко Павел Дмитриевич
    7379
    кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.; г. Саратов
    Е-mail:
    279247@mail.ru




    Возникновение чувства стыда проявляется в ситуации оценивания, или ожидания, какого либо оценивания действий личности, со стороны значимых других. В психологическом словаре стыд определятся как негативная эмоция,свидетельствующая о возможности потери самоуважения. Основной спецификой этого чувства является состояния акцентуации самосознания, при котором индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно, переживание стыда может проявляться в форме гнева по отношению к самому себе [6].

    Переживания чувства стыда находится в симбиозе с переживанием чувства вины. По мнению З.Фрейда пусковым механизмом чувства вины является страх перед авторитетом и страх перед сверх – Я. Первый понуждает к отказу от удовлетворения первичных позывов в процессе развития, а второй понуждает к повиновению табу и потенцирует самобичевание личности [4].

    По мнению Н.Д. Линде «...чувство вины порождается рассогласованием между тем, каким человек должен, по его представлениям, быть и какой он на самом деле. Представления о долге исходят от родительского Эго – состояния клиента, его представлениям о самом себе – во многом оттуда же. Любое из этих представлений может быть совершенно неадекватным, но даже в том случае, когда они достаточно справедливы, чувство вины не приводит к позитивным имениям в клиенте..» [3.С. 186].

    Таким образом, чувство вины, стыда является одной из форм самонаказания, от которого человек страдает. Причем этот процесс самобичевания цикличен и зависит от постоянного притока негативных оценок действий личности со стороны значимых других. Под негативными оценками действия личности можно понимать различные родительские предписания, послания : «Ты плохой!», «Ты не наш!», «Лучше бы родился мальчик!»

    Понятно, что такие послания могут быть пусковыми механизмами развития различных психосоматических расстройств. В рамках данной работы предлагается опыт психотерапии психосоматического расстройства связанного как раз с переживанием чувства вины и стыда. Перейдем непосредственно к практической части.

    Обратился мужчина в возрасте пятидесяти пяти лет. Запрос был на решение проблемы в отношениях между ним и его матерью. Так, матери его уже девяносто лет и по его словам она буквально «затюкала» не только его, но и всю его семью. Она постоянно обвиняет его и его семью за то, что они о ней не помнят и плохо заботятся. Причем обвинения эти, в конечном итоге перерастают в жалобы, которые его мама высказывает своим знакомым, соседям. Такая ситуация, по словам клиента, практически довела его до «ручки» своей беспочвенностью. Практически каждый день он, или его супруга, навещают ее. Более того есть сиделка, которая помогает ей по дому.

    Надо также добавить, что во время нашей беседы его мама уже позвонила раза три, и на четвертый, клиент не выдержал и ответил на звонок. По ходу самого процесса его телефонного разговора с мамой было видно по мимике и вегетотативным реакциям кожи лица, что клиент получает свою порцию негатива. Видимо в каком-то эмоциональном порыве клиент включил громкую связь сотового телефона, и я услышал примерно следующее.

    — «А ты придешь сегодня ко мне? А? А почему нет? Я вот на тебя всю свою жизнь положила! А ты такой черствый, ты раньше таким не был. Матери плохо, а ты все забавляешься и веселишься. Как тебе не стыдно? Видел бы тебя сейчас твой отец. Он бы сказал тебе пару ласковых слов. Кого мы воспитали? Вот у Татьяны Петровны дочка постоянно ей помогает, все ей делает, а ты женился на этой пигалице, и живешь себе, а о матери не помнишь совсем. Вот скажи мне, зачем нужны дети, а зачем? Вот так чтобы мучится с вами…Растишь вас, растишь, а что в замен? Ничего. Вот ты где сейчас? Мне вот сейчас плохо, а ты где?»

    После окончания данного телефонного разговора предварительная гипотеза была сформирована. Так, по всей видимости, такой гиперконтроль, а также попытки манипуляции путем демонстративно шантажного поведения со стороны матери клиента, актуализировали негативные эмоциональные состояния через переживание чувства вины и обиды клиента на самого себя. Основой таких переживаний является чувство стыда, вызываемое родительскими предписаниями, которые можно объединить в единое целое под общим наименованием «Ты плохой!» [2].

    Для ее подтверждения клиенту было предложено пересказать, какие эмоции и чувства он сейчас испытывает. Одновременно с этим клиенту предлагалось прочувствовать ощущения в теле (приятные, неприятные, тяжести, давления, рези, колкости и т.д.). Практически сразу клиент обратил свое внимание на ощущение тяжести в области затылка и входе его описания создал образ металлической болванки полой внутри с заваренным дном (т.е. сосуда).

    Такое описание клиентом образа свидетельствует, исходя из трактовки образов в ЭОТ, о проблемной ситуации связанной с женщиной – мамой клиента, которая как эта болванка «била» его по затылку. Образ металлической болванки позволил предположить о наличии спазма в области затылка, что было подтверждено самим клиентов жалующегося на то, что в последнее время он чувствовал боли между лопаток ближе к шее, а также головные боли в области затылка.

    Данная интерпретация, предложенная самим клиентом, подтвердила мою первичную гипотезу и позволила сделать ее основной. Опираясь на нее, была проведена следующая работа. Так клиенту было предложено дистанцировать образ металлической болванки от тела и перенести его на стул. После того как это было сделано работа продолжилась следующим образом.

    Т. - Хорошо, скажите этой металлической болванке следующее…Мама, я разрешаю тебе любить меня и помогать мне, как ты хочешь. Но я возьму от твоей помощи и любви, ровно столько, сколько мне нужно, ни граммом больше, ни граммом меньше….

    Клиент некоторое время работает.

    Т. - Что сейчас происходит?
    К. - Болванка уменьшается….
    Т. - Хорошо, продолжайте работать.
    К. - Болванка уменьшается…..в голове легче становится…..болванка пропала…….С головы как будто колпак сняли….как то по- другому….легко….
    Т. - Хорошо, что сейчас чувствуете в теле….
    К. - Тепло пошло по позвоночнику от затылка вниз……Прям жарко…но приятно….
    Т. - Хорошо, согласны ли вы сохранить обретенное состояние?
    К. - Да, конечно, согласен…
    Т. - Насколько по времени?
    К. - Да на сто лет…
    Т. - Отлично…

    Здесь необходимо пояснить, что исчезновение образа металлической болванки, и как следствие спазма блокирующего психическую энергию, стало возможным в ходе применения психотерапевтического приема парадоксального разрешения. Суть, которого описана еще в знаменитом законе Ньютона – сила действия равна силе противодействия. Техника состоит в том, чтобы выяснить, какой запрет зашифрован в данном негативном образе, и разрешить ему именно то, что он запрещает клиенту [2]. Далее в процессе работы был получен и раскрыт механизм потенцирующий запрет.

    Так после обсуждения полученного результата, в ходе которого у клиента была возможность передохнуть, я предложил ему его закрепить путем проверки. Клиенту было предложено представить на стуле его мать и проанализировать свои ощущения. Клиент некоторое время работает, в результате чего получилось следующее.

    К. - Мама сидит на стуле и плачет…..ворчит на меня….чувствую в левой груди что, что-то сжимается…..да сжимает….
    Т. - Так, и что это может быть? Создайте образ того, что сжимает.
    К. - Это ржавая пружина….она как-то сжалась….да она сжатая такая и ржавая…

    Здесь необходимо пояснить, что сам по себе, образ ржавой сжатой пружины свидетельствует о многолетнем, постоянном, эмоциональном напряжении, сдерживаемом клиентом. Психологическая природа такого напряжения связана с ощущением постоянного чувства вины и стыда перед матерью. Причем это чувство вины, стыда культивировалось на протяжении долгого времени (поэтому – то пружина и ржавая). Соматически это чувство вины проявилось в виде неприятных ощущениях в области левой груди. Исходя из этого, клиенту было предложено следующее:

    Т. - Тогда скажите этой пружине. Я разрешаю себе, не винить себя ни за что. Я разрешаю себе, не обвинять себя ни за что. Я разрешаю себе, не стыдится себя. И что тогда произойдет?

    Этот прием направлен на избавление от самообвинений. Через некоторое время.

    К.- Пружина разжалась..стала золотой..это маленькая змейка…чувство сжатия прошло.
    Т. - Так хорошо, что делает сейчас маленькая змейка?
    К. - Подняла голову и смотрит на меня.
    Т. - Тогда скажите ей. Я разрешаю себе быть самим собой. Я разрешаю себе быть счастливым и самостоятельным. Я хороший и замечательный. Хвалите себя как можете….
    К. - Змейка закрутилась и стала светло желтым большим шаром…и он, как бы хочет войти в меня.
    Т. - Скажите ему. Я принимаю тебя, как часть своей личности. И что потом произойдет?
    К. - Он растворился во мне. Чувствую легкость и тепло во всем теле. Очень хорошо.
    Плечи клиента распрямились, лицо порозовело.
    Т. - Замечательно. Насколько хотите сохранить обретенное состояние?
    К. - На всю жизнь.
    Т. - А что с мамой? Что она делает?

    Клиент удивленно смотрит на стул, где он создавал образ матери.

    К. - Мама удивлена и растеряна. Она не плачет. Она меня любит и пусть любит, и я ее люблю. И все спокойно и ровно как-то. Прям всё отлично. Спасибо.

    Таким образом, негативные эмоциональные переживания чувства вины, стыда, вызывающие неприятные ощущения в области левой груди, ассоциировались у клиента с образом сжатой ржавой пружины. Психотерапевтический прием парадоксального разрешения позволил трансформировать негативный образ сжатой ржавой пружины в образ маленькой золотой змейки. Сам по себе образ маленькой золотой змейки, по словам клиента, позитивный, так как чувство сжатия прошло. Далее опираясь на психоаналитическую концепцию, можно говорить о том, что образ золотой маленькой змейки это фаллический символ. Более конкретно такой символ расшифровывается, как образ маленького мальчика, который подавлялся директивными предписаниями родителя, вследствие чего он и был маленьким [5]. После того, как клиент, по сути, разрешил самому себе быть взрослым, счастливым, хорошим, образ маленькой змейки стал трансформироваться в большой светло-желтый шар, то есть внутренний ребенок стал расти, наполнятся жизненной силой, психической энергией. Сам по себе святящийся шар символизирует образ психического энергетического центра, который клиент вытеснял, подавлял вследствие своего внутриличностного конфликта [2]. После того как данный конфликт разрешился психическая энергия освободилась и клиент принял ее, а по сути перестал отвергать свою часть личности [1]. То есть, путем парадоксального разрешения клиент избавился от подавляющих его личность маминых предписаний, принял себя и разрешил себе, по факту, жить.

    После проведенной работы (один сеанс в течение 2 часов), клиент чувствует себя замечательно. Отношения с мамой стабилизировались, телефонные звонки стали реже и больше по делу. Более того, по словам клиента через два дня после терапии он навещал ее и был удивлен услышанным. Мама ему вдруг сказала: «Сынок, какой ты у меня молодец!». И это впервые за последние пять лет. Это подтверждает, что реальные изменения в одном человеке приводят к комплиментарным изменениям и в его партнере. Клиент наблюдался еще на протяжении 3-х месяцев, положительный результат сохранялся на том же уровне.



    Источник: http://violetr777.livejournal.com/1343844.html
    Категория: Статьи | Добавил: batja (25.10.2014)
    Просмотров: 575 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт

    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Тёмка Радио
  • Прибавка к зарплате
    и пенсии
  • Сберкарта

  • Copyright MyCorp © 2024 |