Пушкин и масоны
Очень критический Николай Гоголь, ещё при жизни Пушкина о нём написал: "Пушкин
есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского
духа: это русский человек в конечном его развитии…”. Услышать
от Николая Гоголя такую похвалу было огромной редкостью. Пушкин же
написал хвалу Петру Первому в своей "Полтаве”, но когда император
разрешил ему работать в архиве, то А. С. Пушкин удивительно быстро и
точно разобрался в истории России и в своей заметке "Об истории народа
Русского Полевого” он объяснил: "С Фёдора и Петра начинается революция в России, которая продолжается до сего дня”. Сосланный в ссылку из Польши в Петербург знаменитый польский поэт А. Мицкевич стал другом Пушкина и свидетельствовал: "Когда
он говорил о вопросах иностранной и отечественной политики, можно было
думать, что слышите заматерелого в государственных делах человека”. И
ценность в том, что Пушкин зашёл в масонство, разобрался, всё понял,
и, несмотря на то, что многие его друзья состояли в масонских
организациях, осудил масонов и от них удалился. Напомним о
основной принцип масонов: "Втянуть и заманить в свои ряды самых
благонамеренных публично-известных людей, и изпользовать их в своих
грязных и злобных делах так, чтобы те и не догадывались об истинных
намерениях вышестоящих по иерархии масонов". "Отец поэта,
Сергей Львович Пушкин, типичный вольтерьянец 18 века, в 1814 году
вступает в Варшаве в масонскую ложу "Северного Щита”, в 1817 году мы
видим его в шотландской ложе "Александра”, затем он перешёл из неё в
ложу "Сфинкса”, в 1818 году исполнял должность второго Стюарта в ложе
"Северных друзей”. Не менее деятельным масоном был и дядя поэта –
Василий Львович Пушкин… – отмечал в своём изследовании В. Ф. Иванов.
– В Царскосельском лицее Пушкин тогда всё время находился под идейным
воздействием вольтерьянцев и масонов. Царскосельский лицей, также как и
Московский университет, как многие другие учебные заведения в
Александровскую эпоху, был центром разпространения масонских идей. Проект
Царскосельского лицея, по предании, написан ни кем иным, как
воспитателем Александра Первого швейцарским масоном Лагарпом и русскими
иллюминатом М. Сперанским. Лицей был задуман как школа для "юношества
особо предназначенного к важным частям службы государственной”…
Несколько преподавателей лицея были масонами и вольтерьянцами.
Преподаватель Гаугеншильд состоял в той же ложе иллюминатов "Полярная
звезда”… Профессор Кошанский был членом ложи "Избранный Михаил”…
Нравственную логику и философию Куницын излагал в духе французской
просветительной философии (и т.п.)… Царскосельский лицей подготавливал
лицеистов не столько к государственной службе, сколько подготавливал их к
вступлению в тайные противоправительственные общества (что и приводило в восторг большевистских идеологов и коммунистов. – Р.К.)”. После
окончания Царскосельского лицея в 1817 году Пушкин был уже известным
поэтом. Он был принят в литературный кружок "Арзамасское общество
безвестных людей” или просто "Арзамас”, и закономерно вступил в кружок
"Зеленая лампа”, который был подразделением "Союза благоденствия”
декабристов. В этот период А. Пушкин писал: Витийством резким знамениты, Собирались члены сей семьи У безпокойного Никиты, У осторожного Ильи… Масоны
друг с другом изпользуют обращение "брат” и "товарищ”, – отсюда и у
Пушкина: "Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного…”. Хотя масоны к Пушкину относились весьма подозрительно, и это они сами отмечали – С. Волконский: "В отношениях, сближавших Пушкина с декабристами, есть некоторая недоговорённость…”. А декабрист Горбачевский писал конкретнее: "От верхней думы нам было запрещено знакомиться с Пушкиным, а почему? Прямо было указано на его характер”. Возможно,
масоны не хотели впутывать в серьёзную политику молодого
перспективного поэта, а возможно, чувствовали другого по духу; об этом
писал философ С. Франк: "Друзья Пушкина с чуткостью, за
которую им должна быть благодарна Россия, улавливали уже тогда, что по
существу своего духа он не мог быть заговорщиком”. Пушкин
это, пожалуй, понимал и по горячей молодости пытался доказать, что он
свой – писал острые эпиграммы, написал знаменитую оду "Вольность”,
которая повторила с развитием оду "Вольность” Радищева, в которой юноша
пытался учить царей – "увенчанных злодеев”, как жить, и не только
неосторожно вольнодумствовал, но демонстрировал своим знакомым
единомышленникам портрет своего героя-террориста Лувеля, убившего
герцога Беррийского, – в результате "заложили”, и за это его власти
хотели сослать в 1820 году в Сибирь. Но помогло заступничество
авторитетного Карамзина и "украшение нашей словесности” отправили в
мягкую ссылку на юг. "(Он) благополучно поехал в Крым месяцев на 5. Ему дали 1000 рублей на дорогу. Он был, кажется, тронут великодушием государя”, – писал Карамзин в письме Вяземскому. 22-летний
Пушкин поехал не в Крым, а по совету единомышленников – в Кишинёв.
Когда молодого вольнодумного А. Пушкина власти послали подальше от греха
– от масонского Петербурга на юг, то "почему-то” не выяснили, что в
Кишинёве, куда попал Пушкин, разцветала масонская ложа "Овидий”, которая
прославилась громким забавным казусом: когда с яркой символикой
принимали в ложу архимандрита Ефрема, и согласно ритуалу с завязанными
глазами повели его из дома через двор в подвал, чтобы побыл "по обычаю”
там наедине, то вдруг ведомого связанного и с завязанными глазами
архимандрита заметили прохожие, и, подумав нечто страшное, бросились
спасать от насильников, вызвав при этом полицию… Вот здесь А. Пушкин и достиг своей цели и дал клятву, отступление от которой стоило ему жизни. "Из
новоучреждённых мастерских союза Великой ложи "Астреи” особого
внимания заслуживает ложа "Овидий” в Кишинёве… Именно здесь 4 мая 1821
года и состоялось посвящение великого поэта в степень ученика”, – отметил в своём изследовании В. Брачёв. "Живя
на юге, – отмечает в своём изследовании Б. Башилов, – Пушкин
встречается со многими масонами и видными участниками масоно –
дворянского заговора декабристов: Раевским, Пестелем, С. Волконским и
другими, с англичанином-атеистом Гетчисоном. Живя на юге, он
переписывается с масоном Рылеевым и Бестужевым”. Но Пушкин
при этом усердно занимался самообразованием – много читал иностранных
авторов и российских, в том числе книги по истории Карамзина. Пушкин
из Кишинёва переехал на Кавказ, потом на Чёрное море в Одессу, а затем
попался на крамольной переписке, и в 1824 году власти ему приказали
жить в его селе Михайловском в Псковской губернии, где жизнь в
одиночестве и в думах очень пошла ему на пользу. Видно было, что в год
восстания декабристов Пушкин думал об истоках этого революционного
движения – о лицейских учителях: …Куницыну дар сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень. Старые
друзья – "братья по разуму”, и в далёкое Михайловское к нему
приезжали. Но с Пушкиным происходили "странные” перемены, его взгляды
стали кардинально меняться. Когда его посетил зимой 1825 года
масон-декабрист Пущин, то отметил, что А. Пушкин сильно изменился,
улетучилась его легковесность и легкомыслие, и он стал "серьёзнее, проще и разсудительнее”. Пушкин внимательно отнёсся к русскому языку, его ценности, и по достоинству оценил заслуги выдающегося славянофила А.С. Шишкова: "Сей старец дорог нам: он блещет средь народа…”. Что-то
произошло в сознании взрослеющего и самостоятельно думающего
Александра Пушкина, он увлёкся историей России, с большим интересом
прочитал все тома "Истории…” Карамзина. "Следовать за мыслями
великого человека есть наука самая занимательная”, – писал А. Пушкин.
Пушкин отметил неприятную, глупую критику этого научного труда
Карамзина его единомышленниками – декабристами. "Молодые
якобинцы негодовали; несколько отдельных размышлений в пользу
самодержавия, красноречиво опровергнутые верным рассказом событий, –
казались им верхом варварства и унижения”, – писал разочарованный декабристами Пушкин, который своим мировоззрением всё дальше от них отдалялся: Не дорого ценю я громкие слова, От коих не одна кружится голова… И мало горя мне, свободно ли печать ("Из Пиндемонти”). Вероятно, А. Пушкин пришёл к выводу, который позже озвучил Н. Бердяев в "Царстве духа…”: "Либералы
обыкновенно понимают свободу как право, а не обязанность, и свобода
для них означает лёгкость и отсутствие стеснений, тогда как свобода (и
это соответствует русскому пониманию свободы) – не право, а долг
(ответственность)…”. Пушкин философски переосмысливал действительность, кардинально менял свои взгляды и уже писал: Вздохнув, оставил я другие заблужденья, Врагов моих предал проклятию забвенья, И сети разорвал, где бился я в плену, Для сердца новую вкушая тишину… Далеко
от столицы и других городов, в деревенской тишине пытливый ум
Александра Пушкина, наедине с самим собой и с Миром не мог не
задуматься над глобальными всеобщими законами Мироздания и, выйдя ночью
к звёздам, всматриваясь им в глаза, вполне мог прийти к правильным
выводам, как В. Смоленский: Взгляни на звёзды! Ни одна звезда С другой звездою равенства не знает. Одна сияет, как осколок льда, Другая углем огненным пылает. И каждая свой излучает свет, Таинственный, зловещий или ясный. Имеет каждая свой смысл и цвет И каждая по-своему прекрасна. Но человек в безумии рождён Он редко взоры к небу поднимает, О равенстве людей хлопочет он И равенство убийством утверждает. Над
этим мудрым философским стихотворением рекомендую глубоко задуматься
всем, кто думает вступать в масонские организации или в них находиться,
ибо противоречить законам Мира – это идти против Бога, это
богоборчество, а кто с Богом пытается горделиво бороться?.. Пушкин открестился от декабристов и их критиковал. В письме своему доверенному Жуковскому 7 марта 1826 года объяснял: "Бунт
и революция мне никогда не нравились, но я был в связи почти со всеми,
и в переписке со многими заговорщиками. Все возмутительные рукописи
ходили под моим именем, как все похабные ходят под именем Баркова”. Соответственно изменилось отношение Пушкина и к императору, который достойно повёл себя во время мятежа: Нет, я не льстец, когда царю Хвалу свободную слагаю: Я смело чувства выражаю, Языком сердца говорю. Его я просто полюбил… И
совершенно закономерно, а в глазах его бывших товарищей – "позорно”
прозревший А. Пушкин в 1826 году написал раскаянное письмо императору
Николаю Первому, в котором согласился с его Манифестом от 13 июля 1826
года, что причина бунта мятежников в "недостатке твёрдых познаний”, в
"пагубной роскоши полупознаний, сей порыв мечтательной крайности, коих
начало есть порча нравов, а конец – погибель”. Более того, и
"возмутительнее” – А. Пушкин стал публично демонстрировать свою новую
мировоззренческую позицию, что выразилось в его неожиданной критике
А.Н.Радищева (1749–1802), ставшего масоном-мартинистом ещё в
университете в Лейпциге, за его "Путешествие в Москву”. Пушкин: "Поступок его всегда казался нам преступлением ничем не извиняемым, а "Путешествие в Москву” весьма посредственной книгою…” Это
только коммунисты в СССР лучше Пушкина разбирались в литературе и
безконечно восхищались талантливой критикой царизма А. Радищевым. Пушкин
понял замысел главного теоретика масонов А. Вейсгаупта, о котором
высказался выше, и понял, что масоны заметили один закон природы –
"закон зелени” или "бодание молодых козлят”. А. С. Пушкин: "Как соблазнительны для развивающихся умов мысли и правила, отвергаемые законом и преданиями”. Понял А. С. Пушкин и их коварную технологию "свободы”. Пушкин: "Абсолютная
свобода, не ограниченная никаким божеским законом, никакими
общественными устоями, та свобода, о которой мечтают и краснобайствуют
молокососы или сумасшедшие, невозможна, а если бы была возможна, то была
бы гибельна как для личности, так и для общества” (Б.Б.). Это возрастное бунтарство и изпользовали все кому не лень, в том числе и масоны, которые в своих директивах указывали: "Оставьте стариков и взрослых, идите к молодым”. А.
С. Пушкин, несмотря на новые взгляды на жизнь и идеологические
разногласия с декабристами, сильно переживал за своих сосланных друзей
молодости и делал им посыл: Измял с налету вихорь шумный… Погиб и кормщик и пловец! – Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою. При этом А. С. Пушкин, как даровитый философ, пришёл к глубокому выводу-истине: "Нравственность, как и талант, даётся не каждому”, отсюда и библейское – "не осуждай”. Когда
жена А. Г. Муравьева уезжала в Сибирь к мужу, то Пушкин в 1827 году
передал ей своё знаменитое стихотворение, желая поддержать их бодрость
духа: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадёт ваш скорбный труд… Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Несмотря
на сочувствие и дружеские чувства к своим друзьям молодости, А. С.
Пушкин безвозвратно вырос из масонов, перерос и понял всю их коварность и
опасность. "Пушкин одержал духовную победу над циклом
масонских идей, во власти которых он одно время был… К моменту
подавления масонского заговора декабристов национальное миросозерцание в
лице Пушкина побеждает духовно масонство. Пушкин к этому времени
отвергает весь цикл политических идей, взлелеянных масонством, и
порывает с самим масонством. Пушкин осуждает революционную попытку
связанных с масонством декабристов, и вообще осуждает революцию как
способ улучшения жизни. Пушкин радостно приветствует возникшее в 1830
году у Николая намерение "организовать контрреволюцию – революции Петра
Первого. Из рядов масонства Пушкин переходит в лагерь сторонников
национальной контрреволюции… Как государственный деятель Николай Первый
настолько выше утописта Пестеля, насколько в области поэзии Пушкин
выше Рылеева”, – отметил в своём изследовании Б. Башилов. Император
Николай Первый внимательно отнёсся к письму А. С. Пушкина. В
Михайловское внезапно прибыл курьер и пригласил Пушкина к царю в Псков.
Пушкин поехал, и 8 сентября 1826 г. в Чудовом монастыре состоялся между
ними долгий и откровенный разговор, изменивший многое. После
этого разговора Николай I стал поклонником Пушкина и его опекуном до его
гибели, разрешил ему жить, где хочет и оказывал ему большую помощь, в
том числе и финансовую. "Государь вёл себя по отношению к нему (Пушкину) и ко всей его семье как Ангел”,
– писала Екатерина Андреевна Карамзина. Позволив Пушкину пользоваться
государственным архивом и заняться любимой историей, Николай I
способствовал дальнейшему росту сознания А. Пушкина, отсюда и такой
прогресс в понимании Петра "великого” с "Полтавы” написанной в 1828 году
до "Медного всадника” в 1833 г. "Очень характерно, что
молодой Александр Пушкин до Болдинской осени охотно писал стихи о Петре
(настоящем, а не о самозванце) и петровской эпохе, разразился своей
великолепной "Полтавой”, но стоило ему всерьёз заняться Петровской
эпохой, и родился "ужастик” 19 века, "Медный всадник”…”, – объяснял Б. Башилов. После встречи во Пскове Пушкину вернулось его прежнее восхищение Александром в ранней молодости: "Он взял Париж, он основал Лицей…”. Пушкин
получил свободу, но не спешил возвращаться из деревни в столицу, у
него было большое вдохновение творить – писать, "почуял рифму”, и он
много работал. А когда в начале 1828 года вернулся в столицу,
то оказалось, что, несмотря на мир и дружбу с самим императором, у него
немало врагов, которые не собирались облегчать "предателю” жизнь. Ведь
роман писателя середины 19 века Писемского "Масоны”, написанный с
помощью брата Писемского известного масона Ю. Н. Бартенева, описывает
тайную деятельность запрещённых в России масонов как раз в этот период
времени; а в 1831 году масоны под благовидным предлогом опять хотели
создать "Библейское общество”, поменяв название на "Евангелистское
общество”, якобы сделав на этот раз акцент не на сугубо еврейском Ветхом
Завете, а на Новом, и обещали не издавать опять Пятикнижие Моисея, но
на этот раз у них замысел не прошёл. Сложность ситуации для
Пушкина была в том, что его преследовали не только формировавшие
"общественное мнение” масоны-острословы, но и правительственные
структуры Николая Первого. Понятно, что если до 1825 года в элите
общества было огромное количество масонов, то они не могли исчезнуть
полностью за 3–5 лет, несмотря на подписку и клятву не заниматься
тайной деятельностью. И по иронии судьбы именно занимающийся
цензурой, контролирующий информационное поле Негласный Комитет,
возглавляемый старым масоном графом Кочубеем, современники называли
достаточно конкретно – "Якобинской шайкой”. Не лучшим оказался и
продолжатель дела Кочубея Бенкендорф, который "почему-то” вызывал к
себе для разборок Пушкина на много чаще, чем кого бы то ни было. В
первый же год – 1828 "товарищи” и "братья по разуму” подставили А. С.
Пушкина под удар – основательно его оклеветали, приписав ему авторство
скандального "Андрея Шенье”. Следствие по этому поводу было настолько
серьёзным, что его вёл Сенат. Задёрганный и оскорблённый А. С. Пушкин не
выдержал несправедливости, психанул и написал прошение зачислить в
действующую армию. И только вмешательство Николая Первого избавило
Пушкина от дальнейших унизительных оправдываний. Несмотря на это,
постоянные придирки Бенкендорфа были просто необъяснимы здравым умом, и
были больше похожи на третирование поэта мстительными масонами. В
1830 году Пушкин женился и был безмерно счастлив, после чего вначале
30-х годов много путешествовал по России и много времени проводил с
семьёй в Болдино, при этом много и плодотворно работал, писал стихи,
сказки, так и заканчивал свой большой труд "Евгений Онегин”. А.
Пушкин в сказках обобщил народную мудрость, он приучил, научил думать,
показал красоту и силу мышления. А об Онегине Ф. М. Достоевский так
сказал: "Первый страдалец русской сознательной жизни, который
почувствовал, что на свете ему нечего делать”. Это характерный русский
вопрос – в чём смысл жизни? Чисто русская позиция – анализ
действительности, затем несогласие с ней, затем попытка переделать её
даже путём размашистого бунта, и потом в случае неудачи запить или
сказать, как сказал Л. Н. Толстой: "Разумное знание привело меня к признанию того, что жизнь безсмысленна, жизнь моя остановилась…”. Критическое отношение А. Пушкина к масонам не изменилось. "А
то, что масонство А. С. Пушкина было случайным эпизодом в его
биографии – это несомненно. И убедительное свидетельство тому – резкое
охлаждение отношений поэта со своими братьями по ордену в 1830-е годы. И
виноват в этом был прежде всего сам А. С. Пушкин, или, вернее, его
государственно-патриотическая позиция в эти годы. Одно уже стихотворение
"Клеветникам России” (1831 г.) много в этом отношении стоит. В
результате, как отмечают современники поэта, в последние годы своей
жизни он уже совсем перестал посещать Английский клуб – традиционное
место сборища петербургских масонов того времени”, – отметил в своём изследовании В. Брачев. Гибель А. С. Пушкина смотри продолжение: http://rod-vzv-ural.ucoz.ru/publ/pushkin_i_masony_prodolzhenie/1-1-0-321
Источник: http://www.kramola.info/vesti/rusy/pushkin-i-masony |