Русский народ набирался мудрости еще со школьной скамьи. Тем не менее, некоторые утверждают, что на Руси крестьяне были необразованные. Чтобы развенчать этот миф–полистаем дореволюционные учебники и попробуем решить задачи.
Сборник Арифметических задач для средних учебных заведений, мужских и женских. Составил И.Верещагинъ. 1908.
Задача 1.
Окружность ведущего колеса курьерского паровоза равна 2826 линiямъ, а окружность ведущего колеса товарного паровоза на 1131 линiю менЂше. Выразить составнымъ именнованнымъ числомъ окружность колеса товарного паровоза.
Задача 2
Изъ Библiи (книга Бытiя, глава 6) извЂстно, что Ноевъ ковчегъ былъ 300 локтей длины, 50 локтей ширины и 30 локтей высоты. Выразить всЂ три измЂренiя ковчега в русскихъ мЂрахъ, предполагая, что длина локтя равна 1 футу 9 дюйм. 5 линiямъ.
Задача 3
Два пЂшехода одновременно вышли на встрЂчу другъ другу: одинъ изъ Ржева, другой изъ Вязьмы. Первый проходилъ 0,05 версты въ минуту, а второй 4,6 версты въ часъ. Зная, что пЂшеходы встрЂтились черезъ 17,5 часа, опредЂлить расстоянiе между Ржевомъ и Вязьмою.
Задача 4
Сумма двухъ неизвЂстныхъ чиселъ равна произведенiю 6,25 на 1,6; если большее из тЂх же чиселъ раздЂлить на меньшее, то въ частномЪ получимъ (0,01+0,095):(2,1-2,065). Найти эти числа.
Темы для сочинений, предлагавшиеся гимназистам в начале XX века
Эти темы уже приятно просто прочитать, и сразу думаешь: какими тогда воспитывали детей.
* Замирание нашего сада осенью.
* Река в лунную ночь.
* Лес в лучшую свою пору.
* Встреча войска, возвратившегося из похода.
* Дедушкин садик. (для детей 12-13 лет)
Для младших классов:
* О том, что видела птичка в дальних землях.
* История постройки дома и разведения при нем сада…
* Великаны и пигмеи лесного царства.
Для старших гимназистов:
* Слово как источник счастья.
* Почему жизнь сравнивают с путешествием?
* Родина и чужая сторона.
* О скоротечности жизни.
* Какие предметы составляют богатство России и почему?
* О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
* О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
* О проявлении нравственного начала в истории.
* На чем основывается духовная связь между предками и потомством?