Славянский обряд «перепекания ребенка»: на лопату – да и в печь?
«Страшные» места в народных сказках, когда злыдня Баба Яга пытается
посадить на лопату и сунуть в печь Иванушку, на самом деле – отголосок
старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою
древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века,
а то и дольше... Помимо записей этнографов и историков,
сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было
весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в
детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича,
оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности
там не указываются.
Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд.
В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого
младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих
недугов.
В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных.
Зачем? - Вот об этом и поговорим.
Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он
слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А
раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не
только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.
Печь, как уже упоминалось, в традиции древних славян представляла собой
своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и
загробного, равно как и место общения с предками.
Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.
При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в
классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали
ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и
ноздри.
Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на
рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.
Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к
ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в
которой нет огня.
В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.
Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось
особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла
помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать
что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других
случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.
Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и
поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи
ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось
действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.
Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» - и с этими словами двигала лопату в печь.
Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи.
Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя
избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати,
иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.
* * *
Русских печек становится все меньше. Детская смертность, что ни говори,
гораздо ниже, чем в стародавние времена, но больных детей рождается всё
больше...
Младенцев в наши дни не перепекают (разве что кладут в инкубатор).
Зачем же вспоминать «старину седую»? А помните, как в сказке гуси-лебеди
прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в
печку?
Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только
медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/folk/slavjanskii-obrjad-perepekanija-rebenka-na-lopatu-da-i-v-pech.html |