Святой вечер - древнеславянский праздник встречи нового Кола Творца
День предшествующий рождению нового годового Кола (сакрального года),
Кола Творца у древних славян, сопровождался многими интересными
традициями и обрядами. Свято (праздник) состоял из набора обязательных
действий, целью которых было славление уходящего Кола Творца (Кола
Сварога), приветствие Кола нового, славление всего Светлого Ирия -
обители душ славных славянских Предков.
В Святой вечер (6 января) на столе должны были стоять двенадцать
постных блюд (багатая кутя), многие из которых носили обязательный
характер. К празднику в родительский дом сходилась и съезжалась вся
родня. На Святой вечер устанавливался Дидух – символ Светлого Ирия
(смотри статью на -
http://slavyanskaya-kultura.ru/news/prazdniki/diduh-drevneslavjanskii-rodovoi-novogodnii-simvol.html
) и всегда поминались все усопшие родственники (их души).
Главное место в этот вечер отводилось важным обрядовым блюдам:
коляде (круглому калачу) и кутье. Так как приходу великих праздников
всегда предшествовал пост, то в день перед Святым вечером старались не
кушать целый день. Еду в этот день давали немощным людям и маленьким
детям.
Вечер начинался обрядовым действием, внесения в дом Дидуха - украшенного
снопа пшеницы или ржи. Дидух хазяином ставился на самое почетное место
- в углу дома (в куте). Он также величался "дедом", "колядой",
"колядником". Стол посыпали сеном (символ мирского), стелили скатерть, а
в центре стола ставили блюдо с кутьей и другие блюда.
Семья садилась за стол с первой звездой на небе (фактически это
означало начало 7 января) – предвестницей рождения нового Кола. Перед
тем, как садиться за стол, семья дружно читала молитву "Отче наш" (в
древнем, дохристианском варианте). А первая коляда (обрядовая
старославянская песня), которую все пели за столом в Святой вечер,
называлась "Отец предвечный".
Всё действо должно было происходить торжественно и сакрально. Во время
самой вечери нельзя было много говорить или выходить из-за стола. Парню и
девушке нельзя сидеть на углах стола, чтобы не остаться без супружеской
пары. Нельзя, взяв ложку в руки, снова класть ее на стол. Все блюда
было положено запивать только узваром.
От каждого блюда стоит отведать хотя бы немного, чтобы год не был
голодным. Но нельзя съедать блюда целиком – чтобы год не остался пустым.
Пока трапеза не закончиться нельзя было выходить и из дома, чтобы не
впустить нечистую силу.
Обязательный атрибутом славянского рождественского стола на Святой вечер
была свеча - символом света Творца и Светлого Ирия. Зажигал её
исключительно хозяин, старший в роду.
В конце вечери хозяин поименно называл имена упокоенных предков,
приговаривая: «Кто умер, тот в яме, а кто жив, тот с нами» или «Царство
им небесное, пусть легонько лежится, а нам легко живется!». Упокоенным
предкам около Дидуха клали миску с кутьей а в нее или рядом свои ложки.
После Святой вечери, которая обычно длилась 3-4 часа, кутью и другие
блюда со стола не убирали, а оставляли для духов умерших предков,
которые, по верованию древних славян, присутствовали на рождественской
кутье. Убирали эти блюда утром, после рассвета.
Согласно традиции, на Святой вечер семья делится ломтиками хлеба с
медом. Хозяин обходит каждого в семье по очереди, говорит ему
соответствующие пожелания и подает хлеб, а принимающий благодарит
хазяина и сьедает даренное.
Древние славяне считали - как празднуется Святой вечер, таким и будет следующий год.
Считалось, что в этот вечер каждое животное общается со Светлым Ирием.
Поэтому перед тем, как сесть за стол, хозяин с хозяйкой обходили все
свое хозяйство. Они благодарили корову, коней, собаку, кота, давали им
что-то вкусненькое, потому что думали, что же ответят они, когда Творец
их спросит, как им у этого хозяина живется. А люди боялись призвать
что-то плохое на свой род.
На Свят-вечер все кушанья готовятся постными, то есть без яиц, сметаны, молока и масла, и конечно же, без мяса.
Среди традиционных блюд принято готовить такие:
1. Кутья (вареная пшеница с медом и маком является сакральной
благодарностью Творцу и Светлому Ирию, причастием. Пшеница – символ
Творца. Мед – символ Святого Духа. Мак – символ мученичества, невинно
пролитой крови).
2. Горох.
3. Капустник.
4. Борщ.
5. Голубцы.
6. Рыба.
7. Вареники.
8. Блины (млынци).
9. Каша.
10. Коржи (пирожки).
11. Узвар (компот из сухофруктов с добавками).
12. Пампушки.
Но возможны и другие варианты блюд. Главное чтобы они были постными.
Важными на Святой вечер были и святвечерские прогнозы и приметы на новое Коло (новый год). Вот некоторые из них:
1, На богатую кутью звездное небо - куры хорошо будут нестись и родит горох.
2. Лунная ночь - урожай на бахче.
3. Гололёд на деревьях - родят орехи и фрукты.
4. Снег идет – будет урожай яблок.
5. Иней или снег - на мокрое лето и дород зерновых.
6. Если чистое и звездное небо после ужина - то будет сухое и урожайное лето, и наоборот.
7. С кубла вытаскивали травинку - если длинная, то год будет урожайным, если короткая - на недород.
8. Поужинав, связывали ложки ржаной прядью, чтобы «не терять в стаде коров».
Несмотря на жёсткие запреты и притеснения, особенно в советское
время, и время идеологических репрессий, традиции празднования Святого
вечера в формах близких к древнеславянским сохранились на территории
Волыни, Подолии, Карпат, Поднепровья.
Эти традиции позволяют нам воочию увидень тысячилетние древние обряды
предков. Они призывают каждого, кто считает себя славянином, возродить
традиции свтречи Святого вечера в своём роду.
И каждому славянину в день рождества Кола Творца важно сказать - Слава Творцу! Слава Светлому Ирию! Слава славянским Предкам!
Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/news/prazdniki/svjatoi-vecher-drevneslavjanskii-prazdnik-vstrechi-novogo-kola-tvorca.html |